Отстающий умница

Отстающий умница

Некоторые дети проявляют удивительные таланты в одной области и столь же удивительно отстают в других сферах. Ребенок может быть очень эрудированным и не уметь считать в уме, он может рассуждать, как взрослый, но не с первого раза понимает, что написано в учебнике. Как помочь такому ребенку?

Все мы понимаем, что будущее наших детей зависит от успехов в учебе. Мы требуем от ребенка высоких оценок и недовольны, когда он не оправдывает надежд. Но, может быть, ребенок не виноват в том, что учеба дается ему с трудом?

Все родители очень гордятся успехами своих детей в школе. А если ребенок получает не такие высокие оценки, как хотелось бы родителям, они начинают винить либо своего «лентяя», либо учителей, которые «не умеют требовать и поддерживать дисциплину». Есть и такие мамы и папы, которые устают бороться за успеваемость, опускают руки: мол, что делать, вот такой уж у нас бездарный ребенок… Между тем каждый ребенок — это личность, обладающая своим внутренним миром, и понять этот мир — прямая обязанность родителей.

В СССР не было понятия «ребенок с нарушением обучаемости». Дети, которые не справлялись с программой обычной школы, попросту отправлялись в так называемую «вспомогательную». Но первые, кто должен обратить внимание на проблемы ребенка в обучении, — это родители. Есть родители, которые чувствуют, что у их детей проблемы, но даже не пытаются разобраться в них, полагая, что этим должны заниматься другие: консультанты, учителя, психологи.

 Между тем именно родители, самые близкие ребенку люди, должны изучить и проанализировать его поведение. Важно все: как ребенок встает, как собирается в школу, с кем идет туда и не задерживается ли по дороге. Потом надо выяснить, что говорят о ребенке в школе, какие проблемы, по мнению учителей, есть у него при контактах со сверстниками, в освоении учебного материала, в концентрации внимания. И лишь собрав все необходимые данные, имеет смысл обратиться к специалисту за помощью.

Но что такое «нарушение процесса обучения», спросите вы. Для этой проблемы характерно отставание в некоторых сферах знаний при высокоразвитом интеллекте. Вот несколько примеров.

12-летняя девочка — лучшая ученица в классе по гуманитарным предметам. Но на уроках она постоянно отвлекается от темы, встает, часто просится выйти в туалет. А на контрольных по математике делает нелепые ошибки — например, пишет: «1 + 5 = 5,5». Другой случай: восьмилетний мальчик исправно ходит в школу, но на уроках даже не открывает книгу, большую часть занятий его мечтательный взгляд устремлен в окно. Зато этот ребенок обладает невиданной эрудицией в области зоологии, он знает все о животном мире.

14-летняя девочка — талантливая танцовщица, победительница международных конкурсов, но при этом с трудом читает. Каждую страницу девочке приходится читать по 3-4 раза, прежде чем она сумеет понять, что там написано.

Или, к примеру, 15-летний мальчик, любитель познавательных телепрограмм. Он как губка впитывает в себя информацию учебного канала, он прочитал почти всю энциклопедию. И при этом никак не может освоить обычные арифметические действия! В 15 лет он с трудом складывает и вычитает. В беседах со взрослыми подросток признается, что уже отчаялся овладеть математикой и махнул на себя рукой.

Для каждого из этих случаев характерен значительный разрыв между успехами в одной области и отставанием в другой. У каждого из детей своя проблема. В первом случае речь идет об ADHD, синдроме нарушения внимания и гиперактивности. Во втором — о расстройстве внимания и навыков самоорганизации. В третьем — о дислексии (нарушении чтения), в четвертом — о дискалькулии (трудностях при совершении математических действий).

Некоторые признаки будущих нарушений обучаемости можно заметить еще в раннем детстве (например, в 2 месяца ребенок еще не держит голову, в 9 месяцев не научился ползать, в 2 года еще не говорит), другие должны насторожить родителей в детях после пятилетнего возраста. Подлинных причин этого явления наука пока не знает. Ясно одно: оно имеет неврологическую природу. К сожалению, эти нарушения не проходят со временем. Но это не значит, что следует смириться и опустить руки. Надо дать ребенку поверить в себя, сделать акцент на сильных сторонах его личности и помочь им раскрыться. Уверенность в себе приведет его к успеху в тех сферах, в которых он силен. Родители не должны стесняться просить помощи у специалистов и у школы. Кропотливой работой можно изменить ситуацию к лучшему.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *