Спору нет, вопрос этот: «Думать или не думать?» — неминуемо покажется многим читателям странным и даже несерьезным. Как вообще можно не думать? Даже когда мозг вроде бы не думает, а просто «грезит наяву», он все равно потребляет энергию (иногда даже больше, чем сознательно думающий мозг) и в нем в это время есть определенные участки, где нейроны (это показывает fMRI-сканирование) энергично обмениваются какими-то подсознательными сигналами. Выходит, мы просто не можем не думать. Тогда и спрашивать вроде бы не о чем, не так ли? Не совсем так. Любая истина конкретна. Так и вопрос этот приобретает содержание в определенных конкретных условиях.
Например, в связи с печально знаменитой болезнью Альцгеймера. Болезнь эта — основная причина старческого слабоумия. Впрочем, иногда она поражает и людей помоложе. Излечить от нее пока никому не удается, хотя некоторые новые препараты вроде бы способны замедлить ее развитие. И точно так же пока непонятно, как ее отсрочить. Однако и здесь существуют некоторые рекомендации. Например, широко распространено убеждение (отчасти подкрепленное эмпирическими данными), что болезнь Альцгеймера реже появляется у людей, которые все время занимаются интенсивной (особенно творческой) умственной деятельностью, грубо говоря — много думают. На этом основании пожилым людям рекомендуют почаще активизировать свои нейроны, то есть почаще упражнять мозги: решать кроссворды, играть в словесные игры и тому подобное. До последнего времени эти рекомендации не подвергались сомнению. Но вот недавно появились экспериментальные результаты, которые вроде бы им противоречат. Эти результаты как будто бы показывают, что энергичная активизация нейронов может, напротив, ускорить появление болезни Альцгеймера.
Вот тут и обретает смысл вопрос: «Думать или не думать?» Понуждать свои нейроны решать кроссворды или дать им заслуженный отдых? Кого слушать?
Задавшись таким вопросом, любой человек, которого это живо интересует, наверняка спросит прежде всего: а в чем, собственно, состоят эти новые результаты? Как они получены? Как вообще можно определить, что думание ускоряет появление болезни Альцгеймера? Легче всего ответить на последний вопрос. Большинство ученых считает сегодня, что болезнь Альцгеймера вызывается определенным процессом в мозгу. Некий белок, выделяемый нейронами (его называют амилоидным и обозначают А-бета), по каким-то причинам теряет свою устойчивую форму, и его молекулы начинают склеиваться друг с другом, образуя т. н. амилоидные бляшки, вроде тех холестериновых бляшек, которые иногда закупоривают кровеносные сосуды. И подобно тому, как бляшки в сосудах мешают кровотоку и этим вызывают сердечно-сосудистые болезни, так бляшки на нейронах мешают их работе и приводят к утрате памяти и ослаблению умственных способностей. На каком основании ученые так думают? Прежде всего, на это указывают данные посмертного вскрытия людей, страдавших болезнью Альцгеймера, — их нейроны оказываются покрыты такими амилоидными бляшками. Далее, болезнь Альцгеймера обязательно появляется у людей, в нейронах которых имеется лишняя (против нормы) копия гена, программирующего производство белка — предшественника А-бета, иными словами, у людей, нейроны которых производят избыточное количество амилоидного белка. И наконец, есть семьи, в которых из поколения в поколение Альцгеймером кто-то заболевает очень рано, и вот в нейронах этих людей найдены такие генетические мутации, которые сильно увеличивают производство А-бета (или его более опасной формы А-бета 42).
Основываясь на всех этих фактах, ученые приходят к выводу, что болезнь Альцгеймера, скорее всего, вызывается амилоидными бляшками, которые образуются тем быстрее, чем больше амилоидного белка выделяют нейроны человека. А отсюда логически следует, что факторы, способствующие более быстрому образованию белка А-бета, видимо, способствуют также более раннему появлению болезни Альцгеймера. Значит, чтобы узнать, как влияет тот или иной фактор на вероятность заболевания, нужно выяснить, как он влияет на образование амилоидного белка.
Понятно, что на живых людях такие эксперименты провести нельзя — никакое сканирование не покажет, сколько молекул этого белка образуется в результате того или иного воздействия. Биохимические анализы здесь тоже бессильны. Но, к счастью, к услугам ученых всегда есть подопытные животные. Обезьян, понятно, использовать в массовом масштабе крайне дорого, но есть мыши, которые тоже очень подобны человеку генетически. Мышей можно подвергнуть тому или иному воздействию, а потом усыпить, умертвить, вскрыть и напрямую определить количество амилоидного белка и амилоидных бляшек. В таких экспериментах на мышах были получены многие интересные результаты. Прежде всего, было показано, что параллельно росту числа бляшек в мозгу мыши ухудшается работа самого мозга: такие мыши хуже обучаются (например, медленнее находят выход из лабиринта) и быстрее забывают выученное. Иными словами, у мышей тоже имеется некоторое подобие болезни Альцгеймера и оно тоже связано с появлением амилоидных бляшек в мозгу. Это позволяет в определенной степени переносить на людей результаты, полученные в опытах на мышах.
Затем опыты Терри, Ксиа и других ученых позволили выявить механизм этого вредного действия бляшек. Оказалось, что они препятствуют прохождению нервных сигналов от нейрона к нейрону и уменьшают важную способность нейронных контактов — улучшаться по мере обучения. Эти данные делают более понятной природу болезни Альцгеймера у людей. Далее оказалось, что загадочное перерождение амилоидного белка, ведущее к образованию бляшек, каким-то образом связано с нарушениями суточного ритма сна и бодрствования. Опыты Канга и его коллег показали, что систематическое недосыпание подопытной мыши даже в течение трех недель заметно увеличивает образование бляшек в ее мозгу. Какую-то загадочную роль в этой динамике играет также мелатонин, который часто называют гормоном сна. Этот факт известен и у людей: после полудня, то есть в разгар дня, когда организм человека вырабатывает очень мало мелатонина, состояние людей, страдающих болезнью Альцгеймера, заметно ухудшается.
Напротив, заметную положительную роль в динамике выработки амилоидного белка и образования бляшек играет фермент неприлизин. Как показали исследования Такаоми Сайдо, этот фермент является тем «узким горлышком», которое определяет скорость образования белка А-бета. Поэтому у мышей с высоким уровнем этого фермента концентрация амилоидного белка понижается, и наоборот — когда неприлизина мало, белка А-бета становится больше (как раз это характерно для упоминавшихся выше семей, в которых болезнь Альцгеймера появляется аномально рано). Выяснилось также, что в старости содержание неприлизина в организме понижается, что, возможно, тоже способствует появлению болезни Альцгеймера.
Казалось бы, такая связь уровней неприлизина и амилоидного белка позволяет предотвращать угрозу Альцгеймера, вводя людям побольше неприлизина. Оказывается, однако, что такое искусственное снижение уровня амилоидного белка не совсем безвредно. Как показали недавние эксперименты Инны Слуцкой из Тель-Авивского университета (Израиль), искусственное (с помощью неприлизина) снижение уровня производства белка А-бета ниже определенной нормы приводит к обратному результату — такие мыши тоже плохо обучаются и теряют память, потому что у них, как и при болезни Альцгеймера, тоже замедляется прохождение сигналов между нейронами и снижается пластичность нейронных контактов. Это означает, что белок А-бета – отнюдь не однозначное зло. Нормальная работа мозга требует выработки нейронами определенного количества амилоидного белка. Но всякое искусственное или естественное увеличение или уменьшение такого количества грозит нарушением этой работы. Природа, как всегда, нащупала некое оптимальное биохимическое равновесие организма, и нарушать это равновесие небезопасно.
Теперь мы можем вернуться к тем новым экспериментам, с которых начали. Речь идет об опытах на мышах, проведенных двумя группами — Каменца и Чиритто. Обе они обнаружили, что если искусственно (с помощью введенных в мозг тонких электродов) возбуждать нейроны гипокампа (это часть мозга, заведующая обучением и памятью), то это ведет к резкому, почти на 30%, увеличению производства белка А-бета в этих нейронах. А поскольку всякая обработка информации в мозгу (то, что мы называем думанием) связана с возбуждением нейронов, то можно, казалось бы, заключить, что думайте опасно: оно влечет за собой выброс лишнего количества амилоидного белка, а это, как мы уже говорили, угрожает образованием амилоидных бляшек и, стало быть, может привести к болезни Альцгеймера.
Вот отсюда и возник «странный» вопрос: что лучше — думать или не думать? Решать кроссворды или дать мозгу отдыхать? А поскольку не думать, как уже было отмечено выше, человек не способен, а думать, как показали Каменец и Чиритто, вроде бы опасно, то ситуация на первый взгляд может показаться безвыходной.
К счастью, она не такова. Как заметили калифорнийские нейрологи Шредер и Ку, те уровни раздражения нейронов, которые искусственно создавали Каменец и Чиритто, намного превосходили нормальный уровень нейронной активности при выполнении мышами обычных «интеллектуальных» заданий (прохождение лабиринта и т. п.). Активность нейронов в опытах Каменца и Чиритто была скорее близка к той, что возникает у мышей при травматическом стрессе. Иными словами, опыты Каменца и Чиритто на самом деле показали, надо полагать, что одним из факторов, которые могут способствовать повышенному производству амилоидного белка (и тем самым появлению болезни Альцгеймера) является сильный стресс, но отнюдь не сильное думание. И потому прежние рекомендации остаются (во всяком случае пока) в полной силе. Думать разрешается. Активная умственная работа полезна. Решать кроссворды стоит. Калифорнийские нейрологи даже попытались объяснить, почему это может оказаться полезно. Помните сказанное в самом начале о некоторых участках мозга, которые (если верить данным сканирования и потребления энергии) ведут повышенно активную «подсознательную» жизнь? В 2005 году Букнер обнаружил, что именно в этих участках накапливается много амилоидных бляшек. Так вот, по мнению Шредера и Ку, пресловутое решение кроссвордов, то есть даже кратковременная, но систематическая сознательная умственная активность, может вести к более глубокому «успокоению» мозга в процессе последующего «отдыха».
А если мозг будет более спокоен и подсознательная активность в этих его участках станет меньше, то это должно снизить скорость образования бляшек в них и, соответственно, отодвинуть угрозу появления болезни Альцгеймера.